НЕБЕСНАЯ ТОСКА. Какая сила заставила бывшую блудницу, Марию Египетскую, 40 лет провести в пустыне? О небесной тоске поет Соломон в книге Священного Писания «Песнь песней». Пишет о том, как душа-невеста ищет Возлюбленного — Бога: "На ложе моем ночью искала я того, которого любит душа моя, искала его и не нашла его. Встану же я, пойду по городу, по улицам и площадям, и буду искать того, которого любит душа моя; искала я его и не нашла его. Встретили меня стражи, обходящие город: «не видали ли вы того, которого любит душа моя?» Заклинаю вас, дщери Иерусалимские: если вы встретите возлюбленного моего, что скажете вы ему? что я изнемогаю от любви. Поднимись ветер с севера и принесись с юга, повей на сад мой, — и польются ароматы его! — Пусть придет возлюбленный мой в сад свой…" (Песнь Песней, гл. 3) Небесной тоской напоены дела всех тех, кто пришел к святости. В IV в. святого Антония спросил большой подвижник: "Почему, хотя мои подвиги сильнее твоих, ты имеешь от Бога больше?" Святой ответил: "Потому, что во мне любовь к Богу сильнее". Впрочем, источник этой любви - не в нас, а в Нем, в Его любви. Наша любовь, - страстная, эмоциональная, и если мы будем ее возгревать в себе, то получится тот самый вариант: с изображением красных плотяных сердец, сладких лиц, с пылкостью, с привкусом страстности в воздыханиях к "Жениху Иисусу". Это кровяное, телесное чувство. Божественная любовь в нас - не от нас, а от Бога. Сумев принять ее, сумев отложить свою, мы сами испытаем ту любовь, которою любит нас Он. Потому, что Он - стал Человеком. Не смогли бы мы получить Божественного как оно есть - оно иное, чем мы. Но мы умеем получить свойственное нам - человеческое; а так как оно от Богочеловека, то оно - небесное, не кровяное. Православная любовь ко Христу трезва, тиха, не эмоциональна, не чувственна. Она совершатся на уровне духа, не чувств. Мы теряем много, если, вожделевая сильных переживаний, смешаем чистое и тихое состояние духа с бурным кровяным томлением души. Лучше пребыть в пустоте, лучше быть в пустыне, чем подменить в себе небесную любовь к Богу волнением крови. Потому, что, если ради поиска подлинной любви к Богу, мы готовы претерпеть пустоту и пустыню чувств, уйти от своей самости, то Он придет Сам, и наполнит нас Своим. Тогда будет то, о чем говорит Бог через пророка Иезекииля: "При рождении твоем, в день, когда ты родилась, пупа твоего не отрезали, и водою ты не была омыта для очищения, и солью не была осолена, и пеленами не повита; но ты выброшена была на поле, по презрению к жизни твоей, в день рождения твоего. И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, брошенную на попрание в кровях твоих, и сказал Я тебе: «в кровях твоих живи!» Умножил тебя как полевые растения; ты выросла и стала большая и достигла превосходной красоты. И проходил Я мимо тебя, и увидел тебя, и вот, это было время твое, время любви; и простер Я воскрилия риз Моих на тебя, и покрыл наготу твою; и поклялся тебе и вступил в союз с тобою, — говорит Господь Бог, — и ты стала Моею. Омыл Я тебя водою и смыл с тебя кровь твою и помазал тебя елеем..." (Иезекииль, глава 16, стихи 1-9) Когда Он придет, собственная тяжеловесность чувств отступит, придет тихое веяние Святого Духа, изменяющее чувственность в духовность. Душа будет помазана елеем, изменит свое свойство. О, да, увы, полнота силы этого Духа не для нас - не такова наша мера. Но не имея этого сами, мы слышим тихие отзвуки любви духа в жизнях и действиях святых, иногда касающиеся легким крылом нашего ума, наших чувств. Большое богатство - быть довольным той тихой любовью к Богу, что приходит через прикосновение к жизням других. Потому что жизнь в Теле Христовом - общая, а значит, если святые имеют духовную любовь, то она коснется и нас, как членов Единого Тела. Мы вместе. Большое богатство - быть вместе. То, чего не имею я сам, становится моим. По жертвенной любви к нам. По малой мере нашей жертвенной любви. "Ей, гряду скоро! Аминь. Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Апокалипсис, глава 22, стих 20) #Е_В_Воронкова_СладостьЛогоса