ЗАМЕТКИ КУЛЬТУРОЛОГА Культурологическая интерпретация произошедшего на Мамаевом Кургане "Концерта Победы". На Мамаевом Кургане прошел "Концерт Победы", к сожалению, в форме шоу. Концерт по меркам исполнительского искусства хороший, но он был крайне не уместен, то есть противоречил месту его проведения. Вот по каким критериям он неуместен был и его нужно было проводить в другом месте (на набережной, например): 1. НЕ УМЕСТНА именно ФОРМА СВЕТОВОГО ШОУ, в основу которого был положен прием деконструкции. Это когда скульптурные композиции использовали в качестве экранов для световых эффектов. Переливающаяся разными цветами Родина-мать и превращенные скульптуры в фоновые декорации утрачивают свой традиционный смысл. Примененный режиссером шоу прием деконструкции хорош для т.н. актуального искусства: инсталляций и хэппенингов, но не для концерта в честь Дня Победы. И вот почему: А) Прием деконструкции - это нарочитое демонстративное разрушение традиции за счет расчленения объекта, разложения цельного образа на фракции. Это десакрализует пространство и превращает его в профанный аттракцион. Он направлен на то, чтобы изменить традиционные ассоциации, превратить одно чувство (этическое чувства скорби и справедливости) в другое - эстетическое чувство удовольствия от пестроты и клиповости образа. При разрушении традиционных ассоциаций выделяется большое количество психической энергии у зрителей с неустойчивой психикой, что может даже заставить плакать и раскачиваться в такт, так как происходит быстрое и гипнотическое смешение разрозненных остатков этического чувства и волны эстетического переживания. Обязательным условием таких гипнотических манипуляционных эффектов является темнота, вспышки света в темноте, громкая специфическая музыка и ритмизированная речь вождя, оратора, декламатора. 2. Особо не уместными были танцевальные композиции с девушками в водоеме, окруженном скорбными скульптурами. Их неуместность почувствовали даже сторонники шоу: им пришлось вбросить в сети термин "прямоугольный бассейн" чтобы противопоставить его понятию "Озеро слез", которое использовали противники шоу. 3. Не удачным с социально-психологической стороны было умалчивание выбора приглашенных на концерт. Критерий избранности не был объявлен. Объявление критерия для раздачи приглашений может показаться странным для организаторов, привыкшим к раздаче именно привилегий: де когда это мы обосновывали перед горожанами свой выбор. Но ведь концерт проходит в особых условиях: в обществе возникло напряжение, связанное с карантином, который опирался на "святую ложь": вводились ложные понятия "самоизоляция" (при насильственной изоляции), "социальная дистанция" (настоящее понятие "разобщение людей"). Общественное сознание в условиях немоты принимающих решения (пиар-службы повсеместно провали свою миссию объяснения) очень сильно запуталось и как следствие люди оказались в ситуации невротической. Поэтому особенно цинично смотрятся в сетях комментарии сторонников проведения шоу: "Да,вы всем недовольны потому что на карантине сидите". Мне пришлось даже поучаствовать в дискуссии в ФБ под постом, где противники шоу были сравнены с грязными мухами, а сторонники с прекрасными пчёлками. Вывод: Не надо так! То есть не надо встраиваться бездумно во все тренды современного искусства, особенно в методы деконструктивизма. Это создает мировоззренческий конфликт на "пустом месте", то есть вполне можно было развести шоу и Мамаев Курган для того чтобы не порождать конфликт среди волгоградцев. К сожалению управление городом крайне не профессионально, что и выражается в высокой конфликтогенности принимаемых решений (яркий пример: уничтожение зеленых зон при бессильных завываниях СМИ о масштабном озеленении) *Деконстру́кция — прием разрушения стереотипа через включение его в новый контекст. Исходит из предпосылки, что должен быть сконструирован новый смысл объекта, так как сложившееся представление либо лишено глубины (тривиально), либо навязано репрессивной инстанцией автора. Поэтому необходима провокация, инициирующая мысль Прием восходит к понятию деструкции Хайдеггера — отрицания традиции.