О БЛУДНОМ СЫНЕ (мотивы Синаксаря).
В этот воскресный день «блудного сына *воззвание возрождение, восстановление» празднуем.
И вот почему: «Так как некоторые, многое и непристойное в себе зная, и блудно от юного возраста живу́ще, в пьянстве и нечистоте упражня́ющеся, во отчаяние приходят, считая, что нет им теперь возможности к добродетели прийти, и потому попечение о добродетели никак не совершают, то отцы наши божественные такову́ю притчу в этот день учини́ли, страсть отчаяния из души с корнем исторга́я, тем, что мно́жайшее милосердие и человеколюбие Божие к много согрешившим показу́ют».
Не только о физическом блуде речь здесь идет. Всякое греховное движение души есть блуд по отношению к Богу. Так как душа предназначена в возлюбленную невесту Богу, а грех – от диавола, то увлекаясь греховным движением, душа вступает в отношения с диаволом, то есть приносит измену Богу.
Эти отношения души и Бога описывает пророк Иеремия: «Если жена отойдет от мужа и сделается женою другого, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилось ли бы этим место то? А ты (душа) со многими любовниками блудодействовала. И однако же: «Возвратись ко Мне! – говорит Господь. – Подними глаза твои на высоты и посмотри, где не блудодействовали с тобою? У дороги сидела ты для них, и осквернила землю блудом твоим и лукавством твоим. Не будешь ли ты отныне взывать ко Мне: «Отец мой! Ты был путеводителем юности моей! Неужели всегда будешь Ты во гневе? И неужели вечно будешь удерживать его в Себе?» Вот что говоришь ты, но продолжаешь делать зло и преуспеваешь в нем. Видели ли вы, что делала отступница, дочь Израиля? Она ходила на всякую высокую гору и под всякое ветвистое дерево и там блудодействовала. И после того, как она все это делала, Я говорил: «Возвратись ко Мне», но она не возвратилась. Я отпустил ее и дал ей разводное письмо… И ныне, иди ты и провозгласи слова сии, и скажи: «Возвратись, отступница, дочь Израилева, – говорит Господь. – Я не изолью на тебя гнева Моего; ибо Я милостив, – говорит Господь, – не вечно буду негодовать. Признай только вину твою: ибо ты отступила от Господа Бога твоего и распутствовала с чужими под всяким ветвистым деревом, а гласа Моего вы не слушали, – говорит Господь. – Возвратитесь, дети отступники, говорит Господь, потому что Я сочетался с вами, и возьму вас по одному из города, по два из племени, и приведу вас на Сион» (Книга пророка Иеремии, глава 3).
Пророк Оси́я вторит: «Суди́тесь с вашей матерью, судитесь; ибо она не жена Моя, и Я не муж ее; пусть она удалит блуд от лица своего… Ибо блудодействовала мать ваше, и осрамила себя, ибо говорила: «Пойду за любовниками моими, которые дают мне хлеб и воду, шерсть и лен, елей и напитки». А не знала она, что Я, Я давал ей хлеб и вино и елей и умножил у нее серебро и золото…» (Книга пророка Осии, глава 2).
И вот притча о блудном сыне изображает, как ушел сын подальше от отца, чтобы быть свободным, и предался удовольствиями от жизни. Но все истратил (здоровье, способности, дары), и стал голодать. «Несытая бо вещь грех» – поясняет Синаксарь после 6-й песни канона. «Гладом добродетели погибая» (не имея добродетели, душа испытывает голод), приходит сын к отцу, и говорит: «Недостоин называться я сыном Твоим. Прими меня в качестве наемника на работу к себе». А отец «…прие́млет сего кающегося, не поноша́я, но *раскриля́яся раскидывая руки и обнимая, и божественные и отеческие Свои недра ему показу́ет, и в сапоги ноги его обувает, чтобы змии и скорпионы (греха) его ноги больше не уязвляли, но чтобы головы их сокрушать сын мог».
Так божественные наши отцы «…востерза́юще вырывая отчаяние и боязнь с корнем», дают нам силы «…добрым делам касаться».
А старший сын, отцу служа, позавидовал младшему брату. Погибшему брату, которого отец возлюбил, несмотря на его блудное и неверное прошлое.
Этот образ старшего сына не менее важен для нас, чем образ блудного сына. Потому что мы часто зависть испытываем к тем, кто душевными, или духовными, или плотскими богатствами (дарованиями, способностями и пр.), обладает, и надменно их осуждаем, и неприязнь испытываем, если они что-то доброе сделали. И ум наш их язвы искать начинает: «Ведь он вон какой на самом деле!»
Господь всякому человеку всякое добро духовное дает. Только бы в покаянном состоянии человек пребывал – в глубоком сокрушении сердца о своей непригодности для любви Отчей. Не требует Бог от нас дарований. Нищими приходим мы к Отцу. И приемлет он нас кающихся. Ему́же (Отцу) слава во веки веков!
#Е_В_Воронкова_СладостьЛогоса